Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Баскетбольная площадка, футбольное поле, дорожка для бега
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд - фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
- Тренажеры и спортивное оборудование.
- Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Принципы использования средств обучения
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в школе определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Школа располагается в одном здании - типовое 2-х этажное кирпичное здание, рассчитанное на 300 мест. Работают столовая, в которой организовано одноразовое питание, и двухразовое питание для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также:
• спортивный зал
• Спортивный комплекс:
- футбольное поле с трибуной ,
- беговая дорожка,
- одна яма для прыжков в длину
- баскетбольная площадка
- одна волейбольная площадки,
• Медицинский, процедурный, оснащенные в соответствии с требованиями Роспотребнадзора на 100%, лицензированные.
• Столовая на 90 человек, оснащенная оборудованием в соответствии с требованиями Роспотребнадзора на 100%
• 1 компьютерный класс
• Информационно-библиотечный центр
• Музейная комната
• Кабинет ПДД
• Кабинеты психолога и социального педагога
К организационным средствам относятся действующие в школе формы обучения: очная, обучение по индивидуальным планам.
К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, характер распределения обучаемых по группам (классам), продолжительность учебных циклов (четверти, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
- словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем),
- визуальные средства (микроскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.),
- аудиальные (проигрыватель, магнитофон),
- аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон),
- учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет. Технические средства обучения
В гимназии реализуется муниципальная услуга «Сетевой город», которая посредством системы on-line мониторинга успеваемости позволяет передавать информацию об успеваемости и посещаемости обучающихся посредством сети Интернет.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться, классные часы, праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и гимназии.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность обучающихся. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность обучающихся становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности обучающихся повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего - на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через -дежурство по классу, гимназии;
-работа на пришкольном участке;
-летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в гимназии ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно - ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей гимназической воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Сведения о материально-технической базе школы.
На сегодняшний день школа располагается в двух зданиях, соединённых переходной галереей. В каждом учебном кабинете есть несколько специально оборудованных зон: учебная, игровая, управленческая. Каждое здание представляет собой комплекс учебных кабинетов, мастерских, оснащённых учебно-методическим комплексом, необходимым для реализации стандартов образования, углубленного изучения различных предметных областей. Школа имеет свою котельную на газовом топливе, холодное и горячее водоснабжение, центральную канализацию, люминесцентное освещение, столовую на 80 посадочных мест, 2 лицензированных медицинских кабинета, библиотеку, оснащённую бумажными и электронными носителями информации, спортивный зал, три спортивные площадки, пришкольный участок площадью 0,5 га для выращивания овощей, зону для реализации различных творческих проектов учащихся, связанных с дизайном, краеведением, цветоводством.- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Сайт издательства «Просвещение»
- Архив учебных программ и презентаций
- Методические материалы для учителей школ
- Бесплатный школьный портал
- Портал «Мир олимпиад». Российский совет олимпиад школьников
- Федеральный портал Российского Образования
- Информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области
- Сайт Российской государственной библиотеки
- Сайт МИОО
- Сайт МЦКО
- Сайт «Педсовет»
- Российская электронная школа
- Ссылка на сайт "Сетевой город"
- О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Центральный вход - пандус присутствует, предусмотрена двустворчатая распашная дверь.
Конструктивные особенности здания МБОУ СОШ №24 не предусматривают наличие подъемников.
Тактильные плитки, напольные метки, настенные метки, тактильно-визуальные средства информирования и навигации – присутствуют. Устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации - отсутствуют.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
-
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)
В МБОУСОШ № 24 имеются следующие специальные средства обучения коллективного и индивидуальное пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- ноутбук;
- принтер;
В целях доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МБОУСОШ № 24 в сети "Интернет" для слобовидящих.